Об авторе

Дмитрий ДидоренкоДмитрий Дидоренко — уникальный украинский художник, который в результате ранения потерял зрение и разработал собственную технологию рисования.

 

«Мне кажется, я рисовал с рождения. Даже не помню, когда впервые взял в руки карандаш. В два или в три года. В детском саду, в школе, в армии — везде меня видели постоянно рисующим. Поэтому никто даже не спрашивал, кем я хочу стать — это и так было ясно».

— Дмитрий Дидоренко

 

Уже в годы учёбы работы Дмитрия пользовались коммерческим спросом. И к 1991 году было продано около 700 акварельных работ с видами родного города, крымскими пейзажами, историческими портретами.

 

ВЗРЫВ / РАНЕНИЕ

 

День 8 июля 1991 года разделил жизнь художника надвое.

Участвуя в седьмой экспедиции «Всесоюзная вахта памяти» по обнаружению останков и перезахоронению солдат, погибших во время Великой Отечественной, он нашёл неразорвавшуюся немецкую мину и, спасая других, накрыл её своим телом.

 

«До сих пор до мельчайших подробностей помню всё. Когда увидел, что мина сейчас взорвётся, наклонился вперёд, чтобы упасть на неё… Взрыва не слышал, но понимал — он был. Я как будто увидел себя со стороны: как ребята встали с земли, подошли к моему телу, попытались поднять. Я как будто бросился к своему телу, хотел крикнуть: “Не трогайте, ему больно”… И с этого момента стал чувствовать боль…»

— Дмитрий Дидоренко

 

«Я был практически уничтожен на месте. Потерял 2,5 литра крови. В тело вонзилось 75 осколков снаряда. В два захода медики извлекли двадцать девять. Почти полсотни оставшихся так и остались в теле, время от времени напоминая о своём присутствии».

— Дмитрий Дидоренко

 

«Полученные травмы несовместимы с жизнью» — такой вердикт вынесли доктора.

Во время операций его буквально сшивали заново. Но, пережив клиническую смерть, Дмитрий выжил!

В сознание он вернулся уже не тем человеком, которым отправлялся в экспедицию. Дмитрий перестал видеть.

 

Приговор врачей останется в моей памяти навсегда: «“Благодари Бога, что выжил. Видеть же не будешь никогда”».

— Дмитрий Дидоренко

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ / ПЕРВАЯ КАРТИНА

 

Вопреки прогнозам врачей, Дмитрий выжил. Мало того — буквально заново научился жить. Единственное, чего он не мог сделать — вернуть зрение.

Всё поменял звонок покупателя, который раньше заказывал картину.

 

«Я пояснил, что не могу выполнить своё обещание, говорит Дмитрий. Тот был ужасно удивлён и предложил организовать выставку. Для меня такая перспектива стала мощным стимулом. Я решил: буду рисовать во что бы то ни стало, и cразу же сел за работу».

— Дмитрий Дидоренко

 

«Самый длинный путь начинается с первого шага» — первая картина, созданная слепым художником 31 октября 1991 года, уже через четыре месяца после трагедии, и именно этим днём художник датирует создание уникальной техники «Impossible», которая позволяет рисовать слепым людям.

Эта работа укрепила его в возможности снова заниматься художественной деятельностью, несмотря на слепоту. За ней последовал десяток других.

 

Первая работа, появившаяся после ранения, была выполнена тушью и пером. А все последующие Дмитрий пишет в цвете.  И в марте 1992 года, через год после трагедии, открылась его первая выставка, на которой были представлены около 70 полотен, в том числе 12 работ, созданных после ранения. Так, благодаря настойчивой работе, взамен утерянного зрения у художника сформировалось новое — зрение души.

 

ТЕХНИКА «Impossible»

 

Дмитрий говорит, что его творчество основывается не только на вдохновении, но и на точном, почти математическом расчете.

 

«Композиция выстраивается по уникальной технологии, мной же разработанной. Она не сложна, но очень трудоёмка.  Я работаю по 10-11 часов в сутки. И когда я поглощён работой, я забываю, что не вижу».

— Дмитрий Дидоренко

 

С помощью ножниц, резака, клея выкраивается сложная система лекал — индивидуальная, под каждую новую картину. Благодаря этому и выстраивается композиция. Затем с помощью поролоновых тампонов многократно наносится, а затем высушивается феном гуашь. И так — сотни, тысячи раз. До тех пор, пока картина не будет завершена.

На одно произведение уходит от 300 до 2500 рабочих часов.

В своей работе Дмитрий использует до трёх тысяч шестисот оттенков и при этом точно помнит, где какой цвет находится — это точный расчёт красок.

 

«Чистая алгебра,   расставляю баночки в своём порядке, смешиваю краски в нужной пропорции, по памяти. Я выстраиваю алгоритм гармонии, который держу в голове, пока не закончу картину. Действует чудо, о котором пишется в Библии. И это действительно так: если, будучи зрячим, я мог передать до ста семидесяти оттенков цвета, то сейчас порядка двух тысяч. Если искать аналогию, то все мои действия напоминают одновременную игру в шахматы на двадцати досках. Нужно лишь точно помнить положение каждой точки на листе, цвет».

— Дмитрий Дидоренко

 

В арсенале художника сегодня около девяти сотен баночек  с различными оттенками, из которых он без посторонней помощи создаёт палитры.

 

«Я испытываю жажду не гасить краски, а оставлять их такими, какие они есть в жизни, полной прелестей. Хочу оставить в картинах только яркую гамму, излучающуюся солнцем, зеленью, морем, небом… Может, это идёт от желания нести людям радость, любовь, добро — то, что необходимо всем во все времена».

— Дмитрий Дидоренко

 

Ещё одно нововведение Дмитрия — аннотации и подписи к картинам, которые до начала работы над картиной он наносит на обратной стороне полотна.

Дидоренко не любит простых решений художественных проблем. Он весь — в мелких деталях, в тонких нюансах, в пространственных экспериментах.  Каждая линия имеет своё пояснение и подчиняется определённому закону. Такие работы долго сохраняют свою энергетику.

 

«Я хочу, чтобы мои картины задавали вопросы, чтобы зритель после знакомства с ними почаще заглядывал в себя, чувствовал себя богаче и умнее».

— Дмитрий Дидоренко

 

 СЕГОДНЯ

 

На сегодняшний день Дмитрием создано около 1100 работ, из них более 300 — после ранения. Его картины хранятся в частных коллекциях 19 стран мира, а также в собраниях галерей и музеев Харькова, Донецка, Москвы, Лондона, Бостона, Мюнхена, Нью-Йорка и других городов. За его плечами — более 60 выставок.

В1995 году Дмитрий стал лауреатом премии  им. А. Куинджи в области изобразительного искусства.

В 2000 году его имя занесли в 27-й том «Всеобщая энциклопедия искусств. Изобразительные художники всех времён и народов». Мюнхен-Лейпциг.

В 2001 стал обладателем статуэтки «Ника», медали и диплома от Международного клуба рекордсменов.

В 2003 ему присуждена стипендия имени Васильковского.

До 35 лет Дмитрий был членом молодёжного объединения союза художников Украины.

Его имя занесено в «Книгу рекордов планеты».

 

Существует большое количество съёмок и записей, документальных фильмов, видеоочерков, материалов для новостей различных телеканалов и радиопередач о творчестве Дмитрия Дидоренко.

Произведения Дмитрия Дидоренко вызывают глубокий отзыв в душах и сердцах зрителей. Жанры, темы и настроения картин у художника формируются с бесконечным разнообразием. Идеи не приходится искать, они возникают благодаря непростому опыту автора, полученному в богатой событиями жизни.

  

УВЛЕЧЕНИЯ / КОЛЛЕКЦИИ

 

В жизни Дмитрия переплелись две страсти — к живописи и к войне. И ни одна не уступила. Недаром в переводе с древних языков «дидор» означает «длинное копьё».

Сейчас Дмитрий Дидоренко занимается коллекционированием на темы царской русской армии и флота. У Дмитрия хранится около ста редких документов, порядка 400 фотографий, знаки отличия, предметы быта, фрагменты одежды, обмундирования, множество газет тех лет. — Бесценный исторический материал.

Также Дмитрий пишет рассказы и издал роман «Красный Был» о событиях Великой Отечественной войны.

 

ИТОГ

 

«Я победил обстоятельства, потому что моё желание рисовать было сильнее их. Я победил себя, свой страх, отчаяние, безысходность, потому что верил в то, что смогу творить, даже будучи слепым, и мир помог мне подняться на вершину успеха.

 

Часто приходится слышать: «Бог тебя наказал!» Большего наговора на Господа не придумаешь. Человек наказывает себя сам, а Всевышний, наоборот, спасает.

 

Ни врачи, ни сапёры не верили, что я выживу. И здесь была Его рука, чтобы я не умер. Очевидно, что на меня возложили какие-то особые обязанности. И я внутренне ощущаю, что мои жизненные планы идут рядом с теми, которые возложил на меня Бог.

 

Иногда наступает такой момент, когда я чувствую, что рисую не я, а кто-то ещё. Тогда мне становится не по себе, потому что я бы так не сумел сделать: состыковать случайные пятна там, где совпасть не могло! Я не хочу быть пафосным, но чувствуется прикосновение Бога. Я это воспринимаю как поддержку. И это настолько очевидно — будто мне не дают промахнуться и испортить картину.

 

 Каждый день я совершаю маленькие победы, которые складываю в большие. Большие победы сливаются в большой успех. Всё происходит своевременно, а в моём представлении своевременность и является счастьем».

 

— Дмитрий Дидоренко

 

 

 

Поиск по сайту

Галерея
03 02 Колокольчики Благовещенский собор Автограф Красный Был
Слепой художник Дмитрий Дидоренко
© 2024    Слепой художник Дмитрий Дидоренко. Использование материалов возможно с разрешения автора // Sitemap
   //    Войти   //    Вверх